Японская графика

Идеи вашего дома № 2 (103) 2007
Новый поворот
Идеи вашего дома № 6 (85) 2005
Синтез традиций
Идеи вашего дома № 5 (73) 2004
Японская графика
Идеи вашего дома № 5 (95) 2006
Лофт на Арбате
Идеи вашего дома №7 (64) 2003
Аромат дальних странствий

Идеи вашего дома № 5 (95) май 2006 / Новая квартира http://www.ivd.ru/document.xgi?id=4706
Ремонт с перепланировкой- задача не только сложная, но и увлекательная. Если, конечно, подойти к ней творчески. К сожалению, сложился стереотип: чем внушительнее площадь жилища, тем интереснее окажется результат. Обладатели же небольших квартир, как правило, заранее настраиваются на "нейтральный" и "сдержанный" дизайн. История этой "двушки" такое мнение полностью опровергает. 

Эстетические задачи Давний клиент и хороший друг архитектора Светланы Литвин приобрел квартиру площадью 50 м2 в доме, построенном в середине прошлого века. Заказчик хотел, чтобы жилище получилось удобным, просторным, выглядело современно и стильно. Знаток японского языка и культуры, он, безусловно, связывал свои мечты и эстетические пристрастия именно с этой восточной страной. Мнения архитектора и хозяина совпали. А поскольку Светлану Литвин заказчик знал давно, он полностью и безусловно доверился ее вкусу и умению организовать цельное и гармоничное пространство. "Японская тема" позволила расставить интересные акценты, хотя авторы проекта отошли от буквального следования национальной эстетике. Зато с ее помощью им удалось достичь в квартире не только физического, но и психологического комфорта, сообщить деталям каллиграфическую отточенность, а отдельным зонам интерьера - способность к трансформации.
Перепланировка
Прямоугольная в плане квартира первоначально была разделена перегородками на небольшие помещения. К общему впечатлению тесноты добавлялась недостаточная освещенность входной зоны, то есть коридора и части кухни. Раздельный санузел при столь ограниченной площади тоже выглядел не вполне оправданно. Все это создало предпосылки для перепланировки. Однако вентиляционные короба сохранили свои первоначальные размеры и расположение (один - между кухней и санузлом, второй - за зеркалом в гостиной). Между гостиной и гардеробной на месте прежней возвели новую перегородку из кирпича. В центре квартиры было сформировано единое пространство гостиной-кухни. При этом размер кухни увеличился за счет совмещения санузла. Коридор исчез, благодаря чему удалось приплюсовать к площади ванной комнаты примерно 2,5 м2, и теперь в ней уместилась даже большая гидромассажная ванна, а в нише рядом с раковиной расположились шкафчик и стиральная машина. Плавный скос перегородки создает впечатление перетекания входной зоны в гостевую. На плане хорошо виден этот планировочный прием - начало необычной архитектурной композиции, в основу которой положен мотив большой дуги. Дуга пронизывает парадную зону вплоть до окна на дальнем конце гостиной, срезает угол ванной комнаты, продолжается в очертании подвесной потолочной конструкции со стороны кухни, плавно переходит в барную стойку и стену, срезающую угол спальни, и далее - в подиум перед окном. Скругленная линия продублирована контуром напольного покрытия кухни и рельефом на потолке гостиной. Плавность движения задается как бы косвенно, нигде не становясь навязчивой, но исподволь смягчая строгую геометрию. До сих пор мы говорили о конструктивных изменениях, произошедших в квартире. Но именно они позволили создать структуру, на которую так эффектно и органично "легли" новые декорации.
О пользе несущих балок
Главную проблему после проведения перепланировки составлял железобетонный ригель шириной 20 см, протянутый через всю квартиру над прежней границей гостиной до самой входной двери. Тяжелая конструкция опиралась на прямоугольную колонну и спускалась с потолка на целых 70 см. Подобные "украшения", к сожалению, не поддаются маскировке обычными способами. Ведь если балка выступает незначительно, ее удается скрыть за подвесным потолком или с помощью ступенчатой композиции из гипсокартона. Но в данном случае о таком решении не могло быть и речи: при трехметровой высоте помещения ступенчатая декорация столь внушительных размеров выглядела бы, по меньшей мере, странно. Светлане Литвин удалось полностью нейтрализовать нежелательный эффект. Более того, неустранимый, казалось бы, недостаток подтолкнул ее к созданию совершенно оригинальной композиции. Легкая деревянная конструкция с подсветкой закрывает балку и плавно перенаправляет ваш взгляд в глубь интерьера. Ее волнообразные очертания придают спокойному открытому пространству определенную динамику. Но в этом нет жесткости - абрис волны вносит в интерьер мотив неназойливого, скользящего движения. Чтобы не разрушать образ, четырехгранник несущей колонны зашили в цилиндрический "футляр". Для этого использовали гипсокартон - ему придали соответствующую форму, а затем обработали до идеально гладкой поверхности - так же, как стены. 
В копилку идей
Необычная композиция, закрывающая ригель, выполнена из десятимиллиметровой фанеры. Она отделана шпоном бука, тонированного под венге. Чтобы обезопасить объект на случай протечек сверху, выбрали водостойкую фанеру. Конструкция получилась легкой, и все же ее крепление рассчитано с большим запасом нагрузки. Каждая из четырех частей, составляющих композицию, прикреплена к железобетонной балке с помощью мебельных уголков, которые закреплены через каждые 30 см и снаружи совершенно незаметны. Конструкция "парит" на тонких стальных струнах, расположенных в два ряда вдоль всей "волны" на расстоянии 50-70 см друг от друга. Крепление струн к потолку и к балке осуществлялось с помощью саморезов. К деревянным деталям "волны" струны крепятся специальными крючками. При монтаже к потолку все части композиции точно подгонялись друг к другу встык, места соединения дополнительно тонировались. Эта работа оказалась чрезвычайно кропотливой и потребовала не меньшего времени, чем изготовление деталей. Для декоративной подсветки объекта по всей длине использованы лампы дневного света.
Удивительно, но потолочная композиция при своей значительной длине (почти 10 м) совершенно не кажется монотонной. Это получилось, главным образом, потому, что в каждой части интерьера она решена по-своему. Скажем, в прихожей распространена на всю площадь потолка и окрашена под цвет стен, а прорезанный в ней "световой фонарь" снимает впечатление тяжести. "Волна" здесь обозначена только легким контуром. Над кухней же она расширяется и включает в себя еще один "фонарь", на сей раз с матовым стеклом и переплетом. Возле спальни синусоида становится почти незаметной и сливается с композицией дверей. Чтобы смягчить впечатление сквозного движения в глубь квартиры, потолочный декор уравновесили поперечными полосами ламинированного напольного покрытия.
Как "завоевать" жилое пространство
Помимо перепланировки, о которой говорилось выше, увеличения свободного пространства добивались еще несколькими способами. Прежде всего, продуманным расположением мест для хранения вещей. Всего в квартире их два: небольшая комната в холле, спрятанная за раздвижной перегородкой, и платяной шкаф с подсветкой в спальне, занимающий всю продольную стену. Этого вполне достаточно для молодой супружеской пары, которая в настоящее время здесь живет. Отсутствие отдельно стоящих шкафов, комодов и полок на стенах как нельзя лучше соответствует образу просторного и современного дома. Кроме того, можно было оборудовать систему хранения в декоративном подиуме у окна, но эта идея оказалась избыточной. В результате повышение уровня пола в дальнем конце гостиной на 15 см остается чисто художественным приемом, призванным подчеркнуть вход в спальню. На подиуме устроен необычный "сад камней", рядом с которым можно располагать разные композиции из комнатных растений и напольной декоративной керамики. Подиум держится на металлическом каркасе из швеллеров, обшитом двадцатимиллиметровой фанерой. Визуально интерьеры расширяются большими зеркалами. В зеркале прихожей отражается не только противоположная стена, но и кухня. В гостиной напротив окна предусмотрен зеркальный простенок. Он удваивает глубину комнаты и усиливает эффект естественного освещения. Благодаря отражающим плоскостям в просторную комнату превратилась небольшая ванная.
Ода дереву
Деревянные детали и конструкции в этой квартире - не просто декорации и предметы мебели. Они подчеркивают рациональность планировочных решений и помогают расставить выразительные "каллиграфические" акценты, заставляющие вспомнить о японской эстетике. Обращает на себя внимание обилие дерева в интерьере спальни. Начнем с того, что в комнату ведет складная дверь, напоминающая японскую ширму. Вначале Светлана Литвин думала устроить здесь раздвижную перегородку, но Дмитрий Мирошниченко предложил складной вариант. Это решение удобно тем, что большое полотнище с активным регулярным рисунком может легко "исчезнуть", сократиться до минимума и изменить облик окружающего пространства. 
Важную роль в декорировании интерьера, наряду с формой и цветом, играет фактура. Особенно важно помнить об этом, если формы строги, а цвета сдержанны. В таких интерьерах фактурные дополнения привлекают к себе особое внимание. Вот почему в каждой зоне этой квартиры есть неброские, но изысканные "мелочи", которые интересно разглядывать, не опасаясь, что они примелькаются. В спальне, например, это "панно" над кроватью. В гостиной - квадратики из литокерамики на полу, задающие дополнительный пунктирный ритм. На кухне - отделка уголка с мойкой декоративным искусственным камнем. Оригинально смотрятся два "мини-сада" - на подиуме в гостиной и на кухонном подоконнике. Для отсыпки использовали гальку, специально привезенную из Крыма. Никаких особых ухищрений композиции не потребовали: в подиуме сделали небольшое углубление, а на кухне просто разложили камни на подоконнике. Галька выбрана не случайно. От песка отказались потому, что в целях соблюдения чистоты пришлось бы прятать его под стекло, что лишило бы весь объект декоративного смысла. Камни же несложно мыть. "Сад камней" можно дополнить цветами, бонсаем или мини-скульптурой. Интересный вариант отсыпки - небольшие морские раковины.
В самой спальне установлена удобная низкая кровать, тоже выполненная по эскизу Светланы Литвин. Она же придумала остроумное оформление изголовья: на стене с помощью гипсокартона сделана рама, внутри которой - открытая кирпичная кладка, только окрашенная. В раму вмонтирована подсветка. Этого своеобразного "панно" в японском духе оказалось достаточно, чтобы придать образу комнаты изящную завершенность. Как декоративные панно воспринимаются и обе складные двери - входная и закрывающая вместительный (60 см глубиной) платяной шкаф с множеством удобных полочек и ящичков. Заметим, что столь же тщательно разработаны Дмитрием Мирошниченко конструкции кухонной мебели и хозяйственной комнаты в холле. 
В больших квартирах сегодня под домашний кинотеатр принято отводить отдельную комнату-кинозал. Там же, где площадь скромнее, часто возникает вопрос: в какой зоне установить телевизор? Одни любят расположиться перед экраном в гостиной на диване, другим же нравится смотреть кинофильмы и телепередачи, не вставая с кровати. Особенно с утра в выходные дни. Возможно ли найти компромисс? Вращающаяся подставка под аппаратуру - вариант для тех, кто не хочет привязываться к жесткому сценарию. Достоинство конструкции, выбранной Светланой Литвин и Дмитрием Мирошниченко, в том, что она занимает минимум места и настолько "прозрачна", что может находиться практически в любой точке квартиры. Готовую подставку можно купить в магазине, но стоит она недешево. В данном случае все работы проводились в мастерской Дмитрия Мирошниченко по чертежам Светланы Литвин. "Плюс" такого решения - в точном соответствии дизайна изделия стилистике интерьера. Не случайно выбран цвет шпона ("дуб под патиной"): светлый тон конструкции не заглушает яркого освещения зоны окна и одновременно сочетается с цветом паркета и отделки кухни. Подставка поворачивается на специальных подшипниках. Чтобы надежно закрепить конструкцию, хромированную стальную трубу приварили к широким металлическим пластинам, зафиксированным на полу и потолке с помощью дюбелей. Дополнительные полочки могут служить подставкой под DVD или сувениры. 
Поскольку перед архитекторами стояла задача не перегружать пространство, но сделать его комфортабельным, в интерьере появилось несколько необычных функциональных элементов. Во-первых, две "полочки", очертаниями напоминающие ласточкино крыло (барная стойка в гостиной и подставка для мелочей в холле, она же - сиденье). Эти любопытные предметы не только изящны, но и очень компактны. Во-вторых, вращающаяся стойка под аппаратуру. Конструкция выполнена из плиты MDF, покрытой шпоном беленого дуба с патиной. Подставка под телевизор исключительно удобна, "прозрачна" и выглядит как самостоятельный дизайнерский объект. Встроенная этажерка, примыкающая в гостиной к зеркалу, конечно, более декоративна. Однако она вносит элемент игры, объединяя реальное и виртуальное пространства.
"Бог живет в деталях"
Когда общий сценарий был проигран, настало время для дополнительных штрихов. Так появилось несколько небольших деталей из дерева, например три декоративных кубика в прихожей, квадратные светильники-бра в гостиной. Сверху и снизу в них сделаны небольшие прорези, чтобы пучки лучей красиво играли на стенах. Графичность композиции подчеркивают горизонтальные рейки из тонированного дерева, вставленные между плоскостями зеркал в гостиной, прихожей и ванной. Мотив движения вдоль границы между кухней и гостиной акцентирован оригинальными вставками из литокерамики на полу. Этот материал представляет собой плитку, верхняя часть которой состоит из мрамора толщиной 3-4 мм, а нижняя - из 6-7-миллиметровой керамики. Литокерамика удобна и проста в укладке, позволяет применять обычные клеи. При этом она вдвое дешевле цельномраморных плит, хотя внешне ничем от них не отличается. Учитывая, что напольное покрытие в квартире "плавающее", квадратики литокерамики прикрепляются непосредственно к основанию. Их обрамляют латунные рамки, под которые свободно заходят края ламината. Таким же образом - с помощью латунных реек - отделано основание подиума. Кухонный уголок облицевали фактурным искусственным камнем. Два "мини-садика камней" внесли в общее настроение квартиры оттенок восточной созерцательности. В той же эстетике решена внутренняя облицовка входной двери: тонкий рельеф на поверхности из MDF, покрытой эмалью, напоминает следы на песке. Таким образом, имевшиеся в распоряжении архитекторов 50 м2 превратились в просторное и удобное жилище с неповторимым обликом. Золотая середина между стилизацией и авторским почерком здесь выдержана точно и непринужденно. Поэтому находиться в этой квартире очень приятно.









Разработка сайта In Design
© Светлана Литвин. Архитектурное бюро "SkyLines" 2011
Россия, Москва, ул. Можайский вал, 6 тел.: +7 (985) 762-0001 e-mail: 7620001@mail.ru
На главную Написать письмо
Светлана Литвин. Архитектурное бюро "Skylines"