Аромат дальних странствий
Новый поворот
Будут гости - будет фильм
Синтез традиций
Японская графика
Лофт на Арбате
Аромат дальних странствий
Идеи вашего дома №7 (64) июль 2003 / Новая квартира http://www.ivd.ru/document.xgi?id=4512
Раньше это была обычная трехкомнатная квартира в старом доме, расположенном в центре Москвы. Теперь перед вами удобная и современная студия, в которой нашли отражение все увлечения хозяина: музыка, видео, книги, фотография, путешествия. Интерьер с элементами минимализма, стиля high tech и едва уловимыми этническими мотивами решен на редкость тактично- пространство не диктует стиль жизни, а, наоборот, готово подчиниться ему.
Такой результат был во многом предопределен еще до начала ремонта. Можно сказать, что квартире повезло. Давние дружеские отношения между автором проекта и заказчиком изначально создали атмосферу взаимного доверия. Как говорит архитектор Светлана Литвин, хозяин подошел к вопросу обустройства своего жилища грамотно и основательно. Основательность вообще характерна для этого человека - консультации с архитектором начались еще на стадии приобретения недвижимости. Стоит ли покупать именно это жилье? Что из него может получиться? Не появятся ли какие-нибудь "подводные камни" при ремонте? Многочисленные вопросы обсуждались заблаговременно и решились в пользу именно этой квартиры. А далее - всего четыре месяца потребовалось, чтобы строительный хаос преобразился в модную и удобную студию.
Заказчик, молодой преуспевающий яппи, получивший образование в Америке, не ставил архитектору каких-либо жестких условий в вопросах стиля и планировки. Его видение интерьера было довольно абстрактным: квартира, максимально удобная для проживания одного человека. Но Светлана Литвин имела достаточное представление об образе его жизни и привычках, чтобы получить именно тот результат, какой нужен. Склонность к западному образу жизни, любовь к технике, возможность время от времени собирать у себя большие компании, а самое главное - коллекционирование предметов, привезенных из путешествий, воссоздание атмосферы экзотических южных стран, - вот каковы были отправные точки при проектировании. Несмотря на лаконичный дизайн и суперсовременное техническое оснащение (домашний кинотеатр, компьютер последней модели, аудиосистему и множество хитроумных устройств вроде улавливателя сигарного дыма), квартиру можно назвать романтической. Внутри - аромат дальних странствий: кубинские сигары и зеленый китайский чай, книги на разных языках и выразительные, "говорящие" фотографии. Снаружи - тихая прелесть старой Москвы.
"Впервые я пришел сюда зимой. Окна смотрят на Чистые пруды. Люди катались на коньках, горела праздничная иллюминация. И я понял, что мне здесь нравится", - рассказывает хозяин. Но видом из окон и метражом, достаточным для студии (около 70 м2), достоинства квартиры в ее тогдашнем состоянии и ограничивались. Жилище в доме постройки 30-х годов прошлого века, безусловно, нуждалось в модернизации. Межэтажные перекрытия - деревянные, внутренние перегородки устроены по дранке, инженерные коммуникации, мягко говоря, поизносились...
Перегородки и всю инженерную "начинку" заменили в пределах квартиры полностью, а вот несущие стены и старые перекрытия остались. Чтобы определить возможность их дальнейшей эксплуатации, заказали одному из государственных проектных институтов экспертизу, по результатам которой получили техническое заключение. Расчет нагрузок показал, что перекрытия можно не менять и даже дополнительно не усиливать. Правда, пол пришлось выравнивать с помощью лаг - в центре квартиры образовался провал глубиной почти 7 см. После нивелировки высоты лагами и укладки фанерных листов толщиной 25 мм выполнили напольное покрытие из паркетной доски. Сочетание светлой древесины клена с темными вставками из мербау прекрасно вписалось в продуманный до мелочей минимализм. Такой пол устроен во всей квартире, кроме ванной комнаты и зоны приготовления пищи.Несущие стены (они находятся в центральной части квартиры) делят жилище на активную и спокойную зоны.
Там, где раньше были кухня и гостиная, образовалось единое пространство, в котором можно готовить еду, принимать гостей, устраивать вечеринки и даже работать. На месте жилых комнат разместились изолированная спальня и библиотека (она же домашний кинозал, или комната отдыха), визуально объединенная с гостиной. Ванная осталась на прежнем месте - у дальней стены напротив входа. Вдоль этой стены, как и раньше, располагаются все стояки инженерных коммуникаций - планировка не потребовала их переноса. Положение ванной комнаты в глубине квартиры, в удобной близости со спальней и гостевой зоной, с первого момента всех устраивало и не предполагало пересмотра.Хотя в целом функциональное зонирование осталось практически таким же, как раньше, некоторые незначительные изменения позволили существенно повысить комфортабельность жилища. После сноса перегородок исчез длинный невразумительный коридор у входа в квартиру, а на его месте образовалась уютная квадратная прихожая. Площадь ванной комнаты увеличилась не только за счет присоединенного туалета, к ней отошла и часть коридора. Пропорции жилых комнат изменились: изолированная спальня получила ровно столько площади, сколько требуется, а выигранные квадратные метры отошли к библиотеке-комнате отдыха.Стоит отметить, что из-за сравнительно небольших размеров квартиры борьба шла за рациональное использование буквально каждого сантиметра. Например, шкафы в гостиной имеют глубину всего 45 см. Однако этого достаточно, чтобы хранить вещи, которые нужно прятать от посторонних глаз, - бытовую технику (пылесос), спортивное снаряжение (горные лыжи, роликовые коньки и др.). Помимо своей основной функции, шкафы выполняют обязанности стилистически значимых элементов интерьера. Их фасады из полупрозрачного матового стекла выглядят весьма изысканно и словно размывают границы пространства, усугубляя ощущение легкости и свободы.
Название "студия" происходит от английского "studio" и обозначает определенный тип жилья - единое пространство без изолированных помещений. Слово "studio" имеет общий корень со словом "study" - рабочий кабинет в жилом доме: в квартире должна быть предусмотрена возможность для работы и творчества. Идея современной студии пришла к нам с Запада. Но и в истории отечественной архитектуры достаточно примеров ее воплощения на практике: начиная с конца XIX в. в России делались попытки проектирования жилья, "освобожденного от быта". Еще до революции в доходных домах строились просторные студии с роскошными по площади и декору ванными комнатами, но без кухонь. Предполагалось, что жильцы дома будут питаться в ресторанах, расположенных на первых этажах здания. Возвращение моды на студии началось в 90-х годах прошлого века. Сегодня определился и круг потенциальных заказчиков: молодые преуспевающие профессионалы, люди творческого склада, еще не обзаведшиеся семьей.
Когда решались вопросы планировочной организации жилища, возникло несколько спорных моментов. Светлана Литвин предлагала полностью отказаться от изолированных помещений, за исключением ванной комнаты, и воплотить идею классической квартиры-студии. Спальня могла бы стать частью объединенного пространства и отделяться от него лишь легкой раздвижной перегородкой. Но хозяин настоял на том, чтобы зона сна стала обособленным помещением. На том и порешили, сочтя, что психологический комфорт важнее идеальных концепций.Определенные трудности проявились и при организации зоны кабинета. От расположения рабочего уголка в спальне сразу отказались, сочтя, что активная трудовая деятельность и сон - не вполне совместимые вещи. В библиотеке не нашлось свободного пространства. В итоге рабочее место было вынесено в гостиную. Несмотря на нетрадиционность такого решения, оно оказалось удачным как с практической точки зрения, так и стилистически. Хозяин квартиры часто проводит компьютерные презентации своих фоторабот. Таким образом, расположение компьютера в гостиной очень удобно, поскольку на показ можно пригласить много друзей. Рабочий стол, находящийся у окна, превратился в самостоятельный элемент дизайна. Под толстым стеклом, закрывающим столешницу, - целые пласты жизни владельца дома: фотографии из поездок, визитные карточки любимых отелей и ресторанов - словом, воспоминания, материализовавшиеся в кусочки бумаги.Граница между гостевой зоной и кабинетом условна - рядом с рабочим местом находятся стеклянный обеденный стол и мини-бар. Переход к кухне также осуществляется плавно и незаметно. Несмотря на различные напольные покрытия, гостиная и кухня воспринимаются как единое пространство. Кухонный гарнитур, подчеркнуто функциональный, по стилю близкий к минимализму, гармонирует с контрастной, светлой и коричневой, керамической плиткой пола и матовыми стеклянными фасадами встроенных шкафов. Строгие лаконичные линии кухонной мебели удивительным образом сочетаются с разнородной утварью, привезенной из поездок. Итальянская соковыжималка в стиле ретро, старый китайский чайник и откровенно кичевая машинка для поп-корна прекрасно ладят и друг с другом, и со спокойным, сдержанным интерьером. Картину дополняет светильник, он же, по совместительству, вентилятор LUCEPLAN, - кажется, что еще несколько поворотов лопастей, и квартира, подобно ковру-самолету, отправится в очередное путешествие.Пластика стен и потолка выполнена с помощью идеально подходящего для этой цели материала - гипсокартона. Отсутствие криволинейных поверхностей и обильного декора соответствует минималистскому решению интерьера. Стены и потолок обыграны геометрическими композициями и перепадами плоскостей. В части потолка устроена антресоль, которая используется как дополнительное место для хранения вещей.
В копилку идей
Картина, рожденная светомСейчас уже сложно себе это представить, но лет 20 назад было очень популярно устраивать домашние вечеринки с коллективным просмотром слайдов. Экспресс-лабораторий по проявке и печати еще не существовало, так что туристические походы и путешествия по союзным просторам фотографировались преимущественно на слайдовую пленку. А потом, под неторопливый рассказ о приключениях, на стенах квартир оживали воспоминания о солнечных летних деньках, капризных уральских речушках, растрескавшихся бухарских минаретах и жадных карельских комарах.Мода на демонстрацию слайдов в интерьере вернулась, как это зачастую бывает, на новом витке развития техники и способов развлекаться. Теперь фотографии, снятые в поездках на цифровой аппарат, смотрят в циклическом режиме на мониторе, а слайды оказались дополнительным элементом систем освещения квартиры. Вместо традиционных картин, постеров и т. д. можно проецировать на стену комнаты любую картинку со слайда. Миниатюрные проекторы, подсоединяемые, вместо обычных светильников, к шинным системам освещения, позволяют получить изображение практически на любой плоскости. На стенах могут появляться надписи, рельефы, портреты хозяев квартиры и прочее, прочее. Причем сами изображения и место проекции несложно изменить, просто вставив другой слайд или направив проектор в другую точку. Приведенный в нашей рубрике пример - первая ласточка в этой области интерьерного дизайна. Единственный недостаток такой технологии - зависимость от источника света: картина на стене будет существовать лишь до тех пор, пока не выключат свет.
Комната отдыха раскрывается в гостевую зону лишь частично. Сидя за обеденным столом, можно смотреть фильмы на экране домашнего кинотеатра, а вот библиотека и диван остаются скрытыми от глаз сохранившейся частью несущей стены. Если в гостевой зоне чувствуются энергия, движение, интрига, то кинозал-библиотека - это царство тотальной релаксации. Нарочито низкая мебель (диван T-Smart PIANCA и раскладывающийся стол с крышкой из белого матового стекла), а также оригинальное решение потолка (кассетная конструкция из матового стекла с подсветкой лампами дневного света) вызывают тонкие, едва уловимые ассоциации с Японией. Стол может трансформироваться по высоте (несмотря на изысканные этнические мотивы, интерьер, прежде всего, функционален).Управление домашним кинотеатром и аудиосистемой осуществляется централизованно - далеко не последнее место в перечне важнейших элементов интерьера занимает процессор. Поскольку техническое оснащение квартиры достаточно сложно, для него пришлось выполнить отдельный проект. Факт, достойный упоминания: его автором является сам заказчик.Библиотека, удачно размещенная в нише, - предмет не меньшей гордости хозяина, чем домашний кинотеатр. Это подчеркивается небанальным приемом: она "вознесена" над общим уровнем пола на ступеньку. Впрочем, подиум высотой 20 см еще и функционален. Его передняя съемная панель предоставляет дополнительные возможности для хранения вещей. Многослойные сине-белые шторы то погружают комнату в полную темноту - как в настоящем кинотеатре, когда светится экран, то открывают ее миру, обозначая границу между интерьером и бульваром за окном.Несколько в ином ключе, нежели весь интерьер, решена спальня. Но это вполне оправданно, ведь она - единственное по-настоящему изолированное жилое помещение этой квартиры. Мягкая и теплая, мало подверженная влиянию минимализма и стиля high tech, спальня отличается от остальных комнат фактурными отделочными материалами. К этому можно добавить, что цветовое решение интерьера строится на ярких, открытых, солнечных тонах. Учитывая любовь хозяина квартиры к южным странам, мы бы назвали такой колористический выбор вполне обоснованным.Дизайн ванной комнаты строг и одновременно наряден. Гладкие белые стены, облицованные простой керамической плиткой, контрастируют с глянцевым напольным покрытием VITRAI TOPAZIO. Крупноразмерные синие плиты с фактурной поверхностью создают иллюзию движения, изменения, ряби на водной глади. "Я люблю этот материал. Он позволяет включить в интерьер кусочек моря", - говорит архитектор Светлана Литвин.Работа над интерьером давно закончена, но пространство продолжает естественно и постепенно насыщаться предметами. Велика вероятность, что в будущем здесь появятся винный шкаф на 56 бутылок (хозяин коллекционирует вина, привезенные из поездок) и специальное "хранилище" для сигар (пока они ждут своего часа в хьюмидоре). Вещи вписываются в интерьер и начинают жить в нем своей жизнью. У каждой собственная история, вплетающаяся в историю всей квартиры. Квартиры, соединившей рациональность и стремление к приключениям, собравшей в себе тепло из разных уголков земного шара.
Хьюмидор - слово в русском языке новое, не имеющее дословного перевода. Творчески подойдя к процессу, можно перевести его как "коробка для хранения и увлажнения сигар". Изготовленный из дерева ящик или шкаф оборудуется всем необходимым для поддержания условий правильного хранения сигар (относительная влажность - около 70-73%, температура - 18-21°С). Поместив в хьюмидор, вы можете "оживить" пересушенную сигару или очистить от налета плесени переувлажненную. Если сделать поперечный разрез хьюмидора, то можно увидеть 3 слоя дерева, тщательно склеенных вместе. Основа, сердцевина ящика, сделана из специально подобранной древесины, которая не коробится в течение всего срока его службы. Наружный слой состоит из шпона экзотической древесины, например макассара или туи. Внутренний слой, который мы видим, открывая крышку, состоит из габуна - тоже экзотического дерева. По свойствам габун похож на испанский кедр: очень порист и поглощает влагу. Однако он не имеет запаха и не искажает естественного аромата сигары.
Россия, Москва, ул. Можайский вал, 6 тел.: +7 (985) 762-0001 e-mail: 7620001@mail.ru