Лофт на Арбате
Новый поворот
Будут гости - будет фильм
Синтез традиций
Японская графика
Лофт на Арбате
Аромат дальних странствий
Идеи вашего дома № 5 (95) май 2006 / Новая квартира http://www.ivd.ru/document.xgi?id=5665
В квартире на Арбате, на последнем этаже дома столетней давности, архитектор Светлана Литвин создала для своей заказчицы московский аналог американского лофта- стильного, современного, удобного и для жизни, и для работы.
Молодая заказчица несколько лет провела в Нью-Йорке и теперь, работая в России, продолжает заниматься бизнесом и часто ездит по всему миру. В этой квартире Дина живет вдвоем с сыном, сюда приезжают погостить ее родители и друзья.
Концепция будущего жилья сложилась у архитектора и хозяйки сразу; им очень быстро удалось найти функциональное и эстетически верное решение. Кроме того, по словам Дины, сотрудничество со Светланой позволило ей сэкономить время и деньги.
Ведущую роль в этом проекте играет большое единое пространство, выполняющее функции прихожей, кухни, столовой, рабочего кабинета и гостиной с домашним кинотеатром. В глубине квартиры расположены небольшие отдельные помещения - комната для гостей и детская, а также ванная и гостевой санузел. Основной декоративный акцент студии - внешняя кирпичная стена, полностью освобожденная от всех наслоений. На фоне красно-коричневого кирпича отчетливо выделяются живописные откосы окон и подоконники. Они выполнены из гипсоволокнистых листов и отделаны листовой пробкой. Золотисто-коричневый тон этого теплого, живого материала, его интересная текстура удачно сочетаются с цветом стены.
Игры с классикойГипсовые консоли в виде слепков рук привнесли в московскую квартиру дух американского постмодерна. Для него характерно включение "классических" реплик в утилитарный контекст. В этом ключе знаменитый архитектор-постмодернист Майкл Грейвс когда-то придумывал дизайн рамок для картин и тостеров.
Открытый кирпич потребовал специальной реставрации, так как был покрыт многочисленными выбоинами и сколами. Кроме того, в стене зашили трубы отопления, ведущие к радиаторам под окнами, для чего пришлось вынимать горизонтальный ряд кирпичей, а затем вставлять его обратно. Но внешне эти вмешательства теперь абсолютно незаметны.
Крупные детали и обширные плоскости выдержаны в едином "лофтовом" ключе. Пол выложен доской из массива дуба. Впечатляет "промышленный" дизайн потолка: бóльшая его часть представляет собой неокрашенную бетонную поверхность несущих плит. Лишь над встроенным зеркальным шкафом у входа с помощью окрашенного гипсокартона выделен прямоугольник, соответствующий общей композиции в данной зоне. Этот "белый квадрат" оттеняет брутальность остального потолка и скрывает выбоины в бетонной плите.
Окна просторной гостиной обращены на север, однако благодаря светлым стенам и многочисленным отражающим поверхностям из стекла и металла она не выглядит холодной и сумрачной. Так, напротив окон разместились два вместительных шкафа с раздвижными дверями из матового стекла, отражающими прямой свет и улучшающими освещенность интерьера. Рядом с прихожей - встроенный шкаф с зеркальными дверцами. Между входами в изолированные комнаты к стене прислонено зеркало в широкой раме. Это отнюдь не случайная деталь: в лофте бóльшая часть предметов мобильна. Статичность крупногабаритных шкафов компенсируется игрой отражений в их створках. Шерстяные ковры на полу нехарактерны для настоящего лофта, зато практичны в условиях наших холодных зим и создают уютную атмосферу. А прикрепленные к стенам вешалки в виде гипсовых рук вносят элемент театрализации.
Лофт: от богемы до бизнесаКогда в Нью-Йорке в 60-х гг. XX столетия появились лофты, их обитателями стали представители богемы. Они превращали бывшие производственные помещения, стоившие очень дешево, в стильные квартиры-студии. Внутренних перегородок в лофте почти нет (отгорожены обычно кухня и ванная, а жилое и рабочее пространства объединены). Он позволяет совмещать офис и жилье, избегая транспортных проблем мегаполиса. Теперь в модном лофтовом стиле строят и новые жилища. Для современной семьи важнее не наличие множества отдельных комнат, а настроение полета и свободы, которое может дать лишь большое открытое пространство. Лофт отлично вписывается и в сценарий современного бизнеса, когда совещания проводятся с использованием видеосвязи.
Единое пространство лофта зонировано довольно условно. Несколько обособленными выглядят прихожая и кухня. Обеденный стол отделяет зону готовки от гостиной и "офисного" пространства с длинным белым столом под окном. В центре студии - диван, на котором можно удобно устроиться и смотреть фильмы, проецируемые прямо на стену. Еще один диван обращен в сторону обеденной зоны (эта деталь обстановки - временная). Отделение рабочего места от гостиной подчеркивается не только расположением мягкой мебели, но и напольной подсветкой, встроенной в декоративное углубление в полу, украшенное морскими камнями.
Дина настаивала на том, чтобы оставить в студии только нижнюю подсветку, но Светлана убедила ее в необходимости дополнительного освещения: напольного было явно недостаточно. В пол вмонтированы специальные встроенные светильники. В соответствии с обликом потолка Светлана совместно с дизайнером по свету Всеволодом Мининым разработала подвесные светильники в стиле industrial. Корпусами ламп дневного света служат промышленные металлические короба для проводки кабелей, подвешенные на тросах.
Вместо ставшего уже привычным плазменного телевизора для домашнего кинотеатра выбрали видеопроектор, непосредственно соединенный с компьютером. Он позволяет создать изображение большей площади, чем любая экранная панель, и при этом почти не занимает места. Кроме того, по решению хозяйки проектор подключили не к телевизору (от него вообще решили отказаться), а к элегантному компьютеру Macintosh (APPLE, США). Он выполняет функции гигантского MP3-плеера, хранящего сотни дисков в цифровом формате, и соединен через усилитель с колонками при помощи пучка разноцветных проводов, нарочито оставленного открытым. Такое решение позволило избавиться от специальной системы хранения дисков и освободить пространство от лишних деталей. Колонки, подключенные к усилителю, установлены во всех комнатах. У окна в "офисной" зоне стоит персональный компьютер, предназначенный для других задач, а также факс с прямым нью-йоркским номером.
В нижней части стены, служащей "экраном" для проектора, сделано "окно" в соседнюю гостевую комнату, расположением и пропорциями напоминающее каминную топку. В дальнейшем здесь и будет смонтирован электрокамин, а пока оно закрыто матовым стеклом. Цветопроектор Magma (D.M.LIGHTING, США) из комнаты для гостей направляет на него красные, желтые и синие световые потоки, создающие сюрреалистическую игру красочных пятен. Этот "виртуальный" камин даст фору любому настоящему в оригинальности, а главное - в экологичности.
В соответствии с промышленной эстетикой лофта многие технические элементы оставлены открытыми и несут не только функциональную, но и своеобразную эстетическую нагрузку. Помимо внешней кирпичной несущей стены и неокрашенного бетонного потолка в студии небольшие фрагменты открытой кладки имеются и в гостевой комнате: внешние стены оштукатурены и окрашены, но над окнами ярко выделяются кирпичные арки-бровки. Над кухней - большая стальная балка. Поскольку квартира находится на самом верхнем этаже дома, несущую стену здесь разобрали (причем все работы были выполнены по точным инженерным расчетам), а для усиления конструкции использовали балку. Вместе с мощными болтами накладных стяжек она отлично вписывается в эстетику техно и, кроме того, играет декоративную роль, поэтому для контраста окрашена в черный цвет.
"Японский сад" на подоконникеРаковину в кухне расположили у окна. Благодаря этому мытье посуды сопровождается приятным созерцанием уютного московского дворика. Поскольку у старого дома очень толстые стены, ширина подоконников позволяет использовать их в качестве дополнительных полок. Но в данном случае от чисто утилитарного применения решили отказаться. Вместо этого за раковиной устроили своеобразный "сад". Он всегда готов к смене экспозиции, состоящей из комнатных растений, камней, раковин, мини-аквариума и т. п. Подоконник прикрыт толстым матовым стеклом, под которым проложена светящаяся змейка подсветки. Камень, воздух, вода и металл составляют традиционное для восточной культуры единство первоэлементов, выражением гармонии которых и призван служить традиционный японский сад.
Жилые помещения отделены от студийного пространства скользящей дверью из матового стекла. Она ведет в гостевую комнату, откуда, в свою очередь, можно попасть в ванную, в которую есть вход и из небольшого тамбура (ванная комната - проходная). Рядом - гостевой санузел и детская. Дверь, отделяющая ванную от комнаты для гостей, является также источником естественного света, поскольку сделана из матового стекла в алюминиевой раме. Кроме того, для дополнительной инсоляции служит большой остекленный проем над ванной. Стены здесь облицованы темно-серой плиткой с текстурой сланца. Специальная рулонная штора из водоотталкивающей ткани, опускающаяся, когда принимают душ, прикреплена к потолку и не загромождает пространство. У противоположной стены - низкая тумба-лавочка на колесиках, поверх нее - специально сшитый матрас. Здесь можно приятно и с комфортом отдохнуть после водных процедур.
Обстановку небольшой детской составляют пианино (на нем играет сын Дины), гардероб и подиум в японском стиле. Он служит не только для сна. Светлана компактно расположила на нем также мобильные стол, скамью и тумбу для постельного белья. Источник искусственного освещения - рельсовые системы, протянутые по стене и потолку. Поскольку каждый светильник можно двигать вдоль крепления и поворачивать в любую сторону, это создает бесконечное множество световых сценариев.
В копилку идейПлощадь детской невелика и требует экономии пространства. Для этой комнаты архитектор спроектировала замечательные предметы мебели: кровать-трансформер и вместительный шкаф необычной формы.Шкаф расположен слева от входа и удачно вписан между дверным и оконным проемами. Он отсекает под углом 45° часть помещения. Фактически эта деталь обстановки представляет собой мини-гардеробную, которую закрывают жалюзи из специальной бумаги, натянутой между двумя узкими секциями с зеркальными дверцами и облицовкой торцевых сторон. Светлана Литвин сконструировала его из деталей от IКЕА (Швеция). Внешне шкаф напоминает парадный вход, а узкие зеркала ненавязчиво включаются в игру с пространством, зрительно его увеличивая, придавая бóльшую открытость и легкость строгому интерьеру.Еще более оригинально выглядит отдельное спальное место, совмещающее в себе функции кровати и письменного стола. Оно занимает всю дальнюю часть детской под окном. Широкий матрас по периметру заключен в деревянную раму на каркасе из того же материала; внутренние ее края отделаны металлическими уголками. Со стороны, обращенной к входу в комнату, под подиумом устроена неоновая подсветка.Изголовье и изножье спального места ограждают свободно стоящие на его раме П-образная крышка тумбы для белья и письменный стол столь же простой формы, но более высокий. Оба предмета можно перемещать на колесиках вдоль матраса. Крышка тумбы для постельных принадлежностей при необходимости превращается в удобную скамью у стола. Это экономит драгоценную площадь и притом выглядит весьма эстетично.
Гостевая многофункциональна: она совмещает в себе возможности комнаты отдыха и переговорной. Стильный оранжевый диван-трансформер удобен и для сна, и для неспешной беседы. В углу - рабочий стол. Необычное украшение помещения - обилие круглых светильников под потолком. Шарообразные плафоны из рисовой бумаги подвешены на разной высоте к натянутой металлической сетке. Идея такого "созвездия" принадлежит Дине; Светлана же придумала всю композицию и способ крепления на стальных тросах, задающих ритм.
Этот проект - наглядный пример плодотворного сотрудничества современного заказчика, готового к восприятию творческих идей, и архитектора-профессионала, способного найти красивые и точные ответы на все вопросы и воплотить их в жизнь.
Россия, Москва, ул. Можайский вал, 6 тел.: +7 (985) 762-0001 e-mail: 7620001@mail.ru